born to be free
Группа: Житель
Сообщений: 925
Регистрация: 27.02.2005
Из: Рохан
Пользователь №: 2142
|
Скифы
Скифы - народ, населявший в VII-IV вв. до н. э. восточноевропейские степи, ограниченные реками Дон и Дунай, а также Северный Кавказ. В III в. до н. э. территория обитания скифов сильно сократилась, об этом периоде их истории речь пойдет в следующем разделе. Скифский язык, судя по немногим дошедшим до нас в иноязычной передаче словам, относился к североиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи. Антропологически скифы принадлежат к европеоидной расе. Скифами жителей северо-причерноморских степей именовали эллины, а сами себя они называли сколотами. Наш лучший источник по истории Скифии, Геродот, еще в середине V в. до н. э. описывал этот народ как не имеющий ни городов, ни укреплений, где каждый мужчина - конный стрелок, а средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством. Круглый год кочевали скифы вслед за своими огромными стадами с пастбища на пастбище: мужчины - верхом, а женщины, дети и старики - на повозках, запряженных лошадьми. Их жилища - легкие и транспортабельные кибитки. Естественно, что при таком образе жизни, они почти не оставляли на земле следов, доступных для исследования археологу. Зато у скифов существовал очень интересный обычай. Когда умирал царь, его, после пышных и торжественных обрядов, хоронили в глубокой могильной яме, а над ней насыпали высокий холм из земли и камня - курган. Иногда такие курганы достигали огромных размеров (в Приднепровье, например, до 20 м высотой), так же хоронили и рядовых скифов - лишь курганы были меньших размеров. Очень часто могильные ямы впускались в уже готовые, сооруженные еще в эпоху бронзы курганы. Вместе с погребенным в могилу опускались вещи, как считали родственники, необходимые ему "на том свете". Раскопки скифских курганов ведутся на протяжении уже более 150 лет, и можно с уверенностью сказать, что почти все наши знания о скифах VII-IV вв. до н. э. основаны на исследованиях их захоронений. Самые ранние из известных в Крыму скифских погребений относятся к середине VII в. до н. э. Они открыты близ Керчи, на Темир-горе, и на Перекопском перешейке у с. Филатовки. Оба погребения датируются прекрасными керамическими расписными кувшинами, привезенными в Крым с о.Родос в Малой Азии. Судя по малочисленности погребений, в то время степная часть полуострова была заселена очень слабо. Специалисты по культурам эпохи раннего железа уже давно отметили существенное возрастание числа скифских погребений и, следовательно, скифского населения в причерноморских степях, начиная с V в. до н.э. Не был исключением в этом отношении и которым, где по опубликованным данным, исследовано уже не менее полусотни погребений v в. до н. э. Погребения V в. до н. э., исследованные в Центральном Крыму, на Перекопе и в Присивашье, небогаты. Совершались они в небольших ямах и содержали останки вооруженных мужчин со скромным инвентарем: наконечниками стрел, мечом, ножом, костями жертвенных животных. Встречена и конская сбруя: железные удила, бронзовые псалии и нащечники. В западном Крыму для захоронений скифы использовали и ямы, и каменные ящики. Наибольшую известность получило погребение Золотого кургана. Оно было впускным. Мужчина-воин лежал в могильной яме на специальном грунтовом возвышении-ложе, головой на запад. Ha eгo шee находилась золотая гривна - шейное украшение в виде разомкнутого кольца. Пояс был украшен бляхами с изображением орла и грифоньей головы. В ногах стоял болышой лепной кувшин. Находившийся под погребением набор оружия, помимо овального деревянного щита с набитыми на него железными пластинками, включая короткий железный меч в ножнах с золотой обкладкой, деревянный, обтянутый кожей, колчан со 180 наконечниками стрел. Устье колчана украшала объемная фигура пантеры, выполненная из бронзы и покрытая золотой фольгой. Очень интересные события происходили в V в. до н. э. в восточной части Крыма - на Керченском полуострове. Здесь начался процесс оседания скифов на земле. Они были втянуты в сферу влияния только что образовавшегося Боспорского царства, заинтересованного в производстве как можно большего количества хлеба. Недавние кочевники превращались в земледельцев, основывали долговременные поселения, переходили от подкурганного обряда к устройству грунтовых кладбищ. К этому же времени относятся первые варварские, очевидно, скифские погребения на некрополе боспорского города Нимфея. Однако скифов в городах Боспора жило еще совсем немного. Об этом свидетельствует очень неболышое количество лепной скифской керамики, найденной на Боспоре в слоях VI-V вв. до н. э. В IV в. до н. э. в истории народонаселения степного Причерноморья и Крыма произошло событие, которое специалисты с полным основанием могут назвать "демографическим взрывом". В течение нескольких десятилетий население, судя по количеству погребений возросло в степях Перекопа - не менее чем в десять раз, в степях Крыма - приблизительно в пять - шесть раз. В Северном Крыму и Присивашье их относительно немного. Но именно здесь найдены скифские захоронения в катакомбах, ничем не отличающиеся от одновременных погребений Поднепровья, Побужья, Поингулья. В Западном Крыму курганы группируются в довольно большие могильники. Среди погребений, наряду с ямами популярностью пользовались каменные ящики из установленных вертикально плит либо небольших плоских камней. Каменные ящики и склепы нередко обкладывались снаружи дикарными камнями, а затем перекрывались грунтовой насыпью. Изредка камнем облицовывалась вся поверхность насыпи, а по ее периметру выкапывался кольцевой ровик глубиной до метра. Подобное оформление кургана, помимо чисто практической функции - предохранение насыпи от оползания, несло и несомненно религиозно-мифологическую нагрузку, связанную с древней символикой кургана. Кольцевая крепида или ровик разделяли мир мертвых и живых. В ходе похорон и в течение какого-то времени после совершались поминальные обряды, в частности, заупокойная трапеза. Следы ее - кости животных и фрагменты керамических сосудов - нередко обнаруживаются при снятии насыпей. При сооружении курганных комплексов в западном Крыму весьма распространенным обычаем была установка на вершине насыпи каменного антропоморфного изваяния. Их здесь найдено не менее 20. Антропоморфы воспроизводят стоящую мужскую фигуру, одна рука которой опущена, а вторая прижата к груди или животу. В ней иногда помещен ритон-сосуд из бычьего рога, который считался у скифов ритуальным предметом, возможно, символом богатства, знатности, плодородия. Кроме него, на изваяниях нередко воспроизводилась одежда (кафтан, пояс), оружие (меч, лук в горите), бытовые предметы и украшения (гривна, оселок и др.). Изваяния скорее всего воплощали образ героизированного предка-родоначальника, который отождествлялся с изображением конкретного умершего человека. На Керченском полуострове исследованы более половины известных в Крыму погребений. Большая часть захоронений, совершенных в каменных ящиках и склепах, а также в ямах с каменными перекрытиями, социально однородна. Среди них нет очень богатых, но и очень бедные отсутствуют. Захоронения богатых и знатных скифов, датируемые IV в. до н. э., находились восточнее Киммерийского (Аккосова) вала. Почти все они расположены на расстоянии не более 20 км от Пантикапея, столицы Боспора, а некоторые даже входили в состав его курганного некрополя на хребте Юз-оба ("сто холмов"). Найденные в них шедевры греческого ювелирного искусства легли в основу коллекции Золотой кладовой Государственного Эрмитажа и приобрели широкую известность. Гробница в кургане Куль-оба ("холм пепла") была обнаружена случайно, но к счастью исследовалась специалистами-археологами, а не "любителями древностей". Прежде всего интересна сама гробница, построенная из тесаного камня. Она почти квадратная в плане- 4,6 х4,2 м -со входом в северной стенке. Высота сужающегося уступами свода - 5,3 м. Характер архитектуры и кладки не оставляет сомнения в том, что строили склеп греки. Вместе с тем, устроенный в склепе своеобразный деревянный потолок, напоминающий шатер и доходящий до свода склепа, украшенный пологом с золотыми бляшками, ничего общего с греческим погребальным ритуалом не имеет. У восточной стенки склепа на роскошном деревянном ложе покоился знатный скиф, возможно, царь. О том, что умерший был именно скифом, свидетельствуют набор сопровождающего инвентаря и другие черты ритуала. Так, на голову погребенного был надет традиционный головной убор - остроконечная войлочная шапка-башлык с нашитыми на нее золотыми бляшками. Драгоценная диадема дополняла убор. На шее погребенного находилась золотая гривна весом 461 г, на каждой руке от одного до трех золотых браслетов с фигурными окончаниями. В специальном отделении ложа помещались оружие и ритуальные предметы: железный акинак с обложенной золотом рукоятью, нагайка, горит (футляр для лука), покрытый золотой пластинкой с изображением животных, оселок в золотой оправе, золотая чаша - фиала. Слева от ложа, в саркофаге из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или наложница?) в расшитых золотыми бляшками одеждах. Ее погребальный убор был очень богат: электровая диадема с крупными золотыми подвесками, ажурные серьги, гривна, ожерелье, два браслета (все из золота). Рядом лежало бронзовое зеркало с обложенной золотой фольгой ручкой, а между голеней стоял электровый шаровидный кубок с изображением эпизодов скифского эпоса, как считают некоторые исследователи. У южной стенки склепа лежали останки возницы- оруженосца, рядом с которыми в особом углублении находились кости коня, два наконечника копий, бронзовые поножи и шлем. Вдоль стенок склепа стояли металлические сосуды, бронзовые котлы с костями барашка, два серебряных позолоченных таза с набором ритуальной посуды, а также амфоры, в которых сохранился осадок от испарившегося вина. По всему склепу были разбросаны бронзовые наконечники стрел, а под полом находился тайник, сразу не замеченный исследователями и разграбленный "золотоискателями" из числа местных жителей. Среди находившихся в нем предметов особенно интересна выкупленная у грабителей большая бляха в виде лежащего оленя. В III в. скифские погребения почти полностью исчезают из Северопричерноморских степей. Многие исследователи пытались объяснить это обстоятельство. Некоторые авторы полагают, что на III в. до н. э. пришелся пик экологических изменений, которые привели к усыханию степей, и заниматься кочевым скотоводством стало невозможно. По мнению других археологов, скифов вытеснили из Северного Причерноморья сарматы. Литература: Даниленко В. Н., Буров Г. М., Храпунов И. Н., Петрова Э. Б. Крым древний. РИЦ "Атлас", 1. 04. 1994 г.
СКИФЫ - КТО ОНИ И ОТКУДА ПРИШЛИ? Когда и как образовалась скифская общность точно сказать невозможно. Известно только что скифы были потомками индоиранских племен, расселившихся в степной и лесостепной зонах Центра Евразии во II тыс. до н.э. Они говорили на одном из языков иранской группы индоевропейской языковой семьи. Язык скифов был похож на современный язык осетин. По антропологическому типу скифы были европеоидами. Формирование скифской общности происходило в начале I тыс. до н.э. Как объединение самостоятельных племен они заявили о себе в начале VII в. до н.э.
Слово "скифы" Слово "скифы" в разные времена обозначало разные понятия. В древности греки называли скифами все северные кочевые народы, о которых они практически ничего не знали, а только слышали о их существовании. Со временем значение этого слова изменилось. Скифами стали называть только племена, жившие на северном побережье Черного моря. Отличая их тем самым от родственных им племен меотов, сармат, саков и др. В дальнейшем мы тоже будем называть скифами только народы Северного Причерноморья. Но все же не будем забывать и первое значение названия "скифы", поскольку все остальные кочевые племена Евразийских степей вместе со скифами создали особую цивилизацию - Скифский мир.
Скифская версия По рассказам скифов, народ их произошел таким образом. Первым жителем обширной еще необитаемой страны на берегу моря был человек по имени Таргитай. Родителями его были Зевс и дочь реки Борисфен. А у Таргитая было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало, Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Пламя пылающего огня отогнало обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. От Липоксаиса, говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего трата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называют сколотами. Греки же зовут их скифами.
Древнегреческая версия Герой греческих мифов Геракл пас однажды коней царя Гериона. С ними он забрел в необитаемую страну ... Там его застали непогода и холод. Закутавшись в овчинную шкуру, он заснул, и в это время его упряжные кони чудесным образом исчезли. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и однажды в пещере он нашел странное существо. Верхняя часть от ягодиц у нее была женской, а нижняя - змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видела ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды согласился. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла. Наконец женщина отдала коней со словами : "Коней этих я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи мне, что мне с ними делать, когда они подрастут, оставить их здесь или же отослать к тебе ?" Геракл ответил на это : "Когда увидишь, что сыновья возмужали, посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться моим поясом, того оставь здесь, остальных отошли на чужбину." Он показал ей как нужно натягивать лук и опоясываться поясом и уехал. Когда дети выросли мать дала им имена : одного она назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Двое старших сыновей не справились с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, скифу, удалось выполнить все условия отца, и он остался в этой стране, где стал царем. От него-то и пошли все скифские племена.
Сведения о скифах так отрывочны и непонятны, что ученые до сих пор не могут дать однозначный ответ на вопрос: откуда появились скифы? Одни считают, что первоначально скифы обитали на Северном побережье Черного моря, и оттуда совершали походы в Азию, после чего вновь вернулись в Причерноморские степи. Другие помещают родину скифов в Средней Азии и в Иране. Некоторые полагают, что скифские племена вышли из степной Монголии и Забайкалья и распространили свою культуру на всех обитателей Великого пояса степей. В последнее время наибольшее распространение получила гипотеза о формировании скифов в Предкавказье и последующем расселении в Причерноморье. Все ученые по-своему правы, поскольку Скифы не были сразу единым народом. Формирование кочевых скифских племен происходило постепенно. Видимо, в нескольких областях степного пояса одновременно складывались различные элементы кочевой цивилизации скифов. А поскольку все они говорили на одинаковых языках и вели очень подвижный образ жизни и постоянно общались с соседями, то все эти племена могли стать прародителями скифов. А попасть в Северное Причерноморье при кочевом образе жизни очень быстро можно было из любой точки Евразии. Тем более что все степи были заселены народами, которые условно можно называть скифскими.
Территория Древняя Скифия занимала огромные территории на берегу Черного моря. На западе граница Скифии проходила по реке Дунай, которая в это время называлась Истр. На востоке границей служила река Дон, носившая название Танаис. С юга Скифия ограничивалась берегами Черного и Азовского морей. На севере точные пределы скифских земель не установлены, поскольку на севере обитали племена, находящиеся под властью скифов и платящие им дань. Территория эта не была все время одинаковой. Во время успешных войн с соседями границы Скифии расширялись, при поражениях сокращались.
Климат и Природа В первом тысячелетии до н. э. климат на планете немного отличался от современного. В это время было гораздо теплее и выпадало меньше дождей. Сухой и жаркий климат за несколько десятков лет уничтожил практически все лесную растительность в Северном Причерноморье. Ко времени появления здесь скифов пространство меду Доном и Дунаем представляли плоскую сухую степь. Только по берегам рек и ручьев можно было встретить небольшие рощи. Чем дальше на север, тем рощи становились все гуще и обширнее, пока не переходили в сплошные леса на самом севере. Нотам уже начинались не скифские территории.
Древние географические названия В древности все географические объекты назывались не так как сейчас. У разных народов реки, горы, моря назывались по-разному. Сейчас мы знаем о названиях VII-III вв. до н. э. в северном Причерноморье только из греческих письменных источников, поэтому все названия того времени звучат по-гречески. Посмотрите на карту, там приведены все древние и современные названия. В дальнейшем греческие географические названия будут вам встречаться очень часто.
Северное Причерноморье до прихода скифов До прихода скифов в Северном Причерноморье обитали различные племена, занимающиеся скотоводством и земледелием. Незадолго до прихода скифов наиболее воинственные племена, известные под общим именем киммерийцы, покорили все остальное население, живущее в степной зоне между Доном и Дунаем, и заставили его платить дань. Сами киммерийцы занимались сбором дани и совершали военные походы в соседние страны. Долгое время после ухода киммерийцев в Причерноморье существовали географические названия, оставшиеся после них. Так была целая область, носившая название Киммерия, а Керченский пролив назывался Боспор Киммерийский. Киммерийцы по происхождению родственны скифам. У них были очень похожие язык, одежда, манеры поведения, хозяйственный уклад.
Изгнание киммерийцев Близкое родство с киммерийцами не помешало скифам вторгнуться на киммерийские территории. В короткой, но чрезвычайно жестокой войне киммерийцы потерпели сокрушительное поражение. Они были вынуждены бежать со своих земель. Даже разбитые и спасающиеся бегством киммерийцы представляли мощную военную силу. Они бежали на Кавказ, пересекли его и вторглись на территории древних государств ближнего востока - Урарту, Мидии, Ассирии. Киммерийцы сметали на своем пути армии, пытавшиеся защитить свои города и государства, вытаптывали посевы и уничтожали население. Скифские отряды гнались за ними по пятам и также вступили на чужие территории. Здесь в течении нескольких лет длились скифо - киммерийские войны, в результате которых киммерийцы исчезли. Часть их погибла, часть смешалась с местным населением, некоторые породнились со скифами и вступили в их армию. Скифы еще некоторое время жили в Передней Азии, где они создали свое первое государство, а затем вновь вернулись в Северное Причерноморье.
Война с рабами Существует легенда, что все скифские воины ушли в погоню за киммерийцами. На берегу Понта Евксинского остались только женщины и рабы. Мужчины отсутствовали слишком долго. За это время скифские женщины вступили в брак с рабами, и даже появилось новое поколение воинов. Когда скифы вернулись в Причерноморье, их встретило войско бывших рабов и их детей. Скифы бросились в сражение, но сразу не смогли одолеть врага. Тогда один из вождей сказал: " Что же мы делаем? Мы боремся с нашими рабами. Когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то у нас будет меньше рабов. Поэтому нужно оставить копья и луки, пусть каждый идет в бой только с плетью. Ведь увидев нас с оружием, они считают себя равными нам. Увидев плеть, они вспомнят, что они рабы, и не смогут сопротивляться". Скифы так и сделали. Устрашенные рабы были разбиты и бежали. Так скифы снова завоевали земли в Причерноморье.
СКИФСКИЕ ПЛЕМЕНА Скифы не были единым народом. Вся Скифия представляла из себя несколько больших племен, которые все вместе составляли союз. Несмотря на то, что скифы говорили на одном языке, имели одинаковые обычаи и вели сходный образ жизни, племена все же значительно отличались друг от друга. Каждое отдельное племя жило относительно самостоятельно. Во главе каждого племени стоял вождь, которого принято называть царем. Он самостоятельно управлял своим племенем, но в политических и военных делах подчинялся верховному царю - главе племени паралатов (царских скифов). Царю паралатов все прочие скифские племена платили небольшую дань. В основном между собой скифы жили в мире. Однако иногда случалось, что вожди племен ссорились, и начиналась война между отдельными племенами. Такая война могла начаться и в случае незаконных притязаний царских скифов на большее количество дани, нежели было положено. Но это случалось крайне редко, так как скифы понимали, что пока из племенной союз прочен, они непобедимы. К тому же считалось, что существующая система взаимоотношений между племенами была создана их божественным предком Таргитаем и она угодна богам, а значит, менять ее было нельзя.
Царские скифы
Главное племя скифов жило на берегах Меотиды, между реками Герросом и Танаисом. Оно состояло в основном из воинов, главным занятием которых была война и сбор дани с других племен. Большую часть мирного времени они проводили в движении, кочуя по степи. Пастухи пасли табуны коней, воины упражнялись в боевых искусствах и охотились для развлечения. Часть воинов составляла гвардию царя. Они постоянно находилась в его ставке, кочуя по степи вместе с царским родом и военной знатью. Они охраняли царя и были его слугами.
Скифы - кочевники Западнее, от реки Геррос до Борисфена обитало племя скифов - кочевников. Население этих территорий занималось разведением овец и лошадей. Здесь были прекрасные условия для скотоводства. Громадные площади степей давали достаточно корма для животных. Снега здесь выпадало очень немного. Это позволяло круглый год содержать скот на подножном корме. Вся жизнь кочевников проходила в передвижении со своими стадами с места на место. Когда стада животных съедали и вытаптывали траву в одном месте, их перегоняли в другое, и пока хватало травы, жили там, затем вновь начинали движение. Конечно, племя перекочевывало не все одновременно. Каждая семья и каждый род имели свою территорию, достаточную, чтобы прокормить их скот. За несколько веков у кочевников сложились свои маршруты перекочевок. Появились места зимних и летних пастбищ, более подходящие для каждого времени года. Причем маршруты перекочевок отдельных родов редко пересекались. Иначе огромные стада могли встретиться, и потом их очень трудно было разделить. Но это не значит, что и сами скифы не встречались. Они собирались вместе во время религиозных праздников, ездили друг к другу отмечать торжественные события. Любая новость в степи распространялась очень быстро. Конные гонцы разносили известия от стойбища к стойбищу мгновенно. Соседи всегда знали где искать друг друга. В случае военной опасности, царь мог собрать всех вооруженных мужчин племени за несколько дней.
Эллино-скифы В нижнем течении рек Гипанис и Борисфен жили каллипиды, или как их еще называли - эллино-скифы. Такое имя они приобрели, потому, что их земли граничили с владениями греческого (эллинского) города-государства Ольвия. Каллипиды постоянно торговали и общались с ольвиополитами. У них они переняли некоторые обычаи и примы ведения хозяйства. Многие каллипиды знали греческий язык и почитали кроме своих еще и греческих богов. Среди них часто жили греческие торговцы и ремесленники. Кроме скотоводства и торговли многие каллипиды занимались земледелием. Они выращивали рожь, пшеницу и полбу, жили в постоянных селениях. Среди каллипидов были искусные ремесленники: гончары, литейщики, оружейники, ювелиры. Они успешно торговали своими изделиями с остальными скифскими племенами.
Скифы - пахари Земли к западу и северу от каллипидов занимали несколько племен скифов - пахарей. Их жизнь и хозяйственный уклад значительно отличались от принятого у остальных скифов. Они так же разводили скот, но в отличии от других племен они не кочевали постоянно. Скота у них было гораздо меньше, и перегоняли они его с места на место два раза в год - весной и осенью. У них существовали постоянные зимние и летние пастбища. В этих местах строились небольшие поселки. На плодородных землях вокруг летних поселков они занимались земледелием, выращивали зерно и огородные культуры. Многие из них вообще не кочевали, а жили постоянно на одном месте, занимаясь только земледелием и разводили тягловых быков. В таких местах возникали небольшие городки, где селились ремесленники и торговцы. Продукты земледелия они обменивали на скот и мясо у кочевников или продавали грекам. Ольвиополиты охотно покупали здесь дешевое зерно, чтобы выгодно перепродать его затем в Греции. Некоторое время скифы - пахари были основными поставщиками зерна во многие греческие города.
Счастливый союз Скифский союз племен был прекрасным примером сосуществования в рамках одного государства нескольких разных племен. Благодаря тому, что все племена вели разный образ жизни и занимались разными отраслями хозяйства, они удачно дополняли друг друга. Ведь невозможно представить людей, которые могли бы всю жизнь есть только мясо и сыр, запивая их молоком. Так же трудно поверить, что можно прожить, питаясь только кашей и хлебом. Вот поэтому, скифы-скотоводы обменивали мясо и кожи животных, а также другие продукты своего труда на зерно и овощи земледельцев. Это укрепляло их политический и военный союз. Ни земледельцы, ни скотоводы не смогли бы долго прожить друг без друга. Умелые торговцы, эллино-скифы удачно дополняли это сообщество, снабжая и тех и других импортными товарами и продукцией своих умелых ремесленников. Царские скифы следили, чтобы этот порядок не нарушался, и служили надежной охраной от внешних врагов.
*** Как христианство – вера для рабов, Что жизнь свою проводят пресмыкаясь, Так сатанизм – для гордецов ученье, Для тех рабов, кто в жизни возжелав Себе добра, а для души – несчастье, Прельстились обещаньями того, Кто, указуя на всевышнего перстом, Его зовет тираном и злодеем, Себя считая в мире меньшим злом, Злом большим в результате становясь. И каждый в сторону свою меня зовёт, И тянет за руку к себе в чертоги, Иль сам, иль чрез прислужников своих, Стараясь думы подчинить себе. Что результатом станет их усилий? Лишь разорвать меня напополам Удастся им в своём извечном споре. Не лучше ль вырвать руки из оков И жить отныне по веленью сердца? Прослыть безбожником и варваром затем, Чтоб быть свободным в выборе своём, Чтоб за деяния свои не ждать в награду Ни Рай и ни роскошества земные? Чтоб жить не для себя всегда, И не во имя высшего закона, А ради тех, на поле битвы кто Всегда плечом к плечу поднимет лук, Кому готов свою доверить спину, И спину чью прикроешь от удара, Кого своим ты другом назовёшь, И дружбу чью ты примешь бескорыстно, С кем вместе станешь праздновать победу, И вместе с кем в валгаллу ты сойдёшь?
Отринув тьму и свет свободным От их веленья стану я отныне. И скифом назовут пусть те, Кому ответим вместе: «Скифы мы!»
Из диалога эллина по имени Менандр и скифа по имени Скилл: Менандр: -Жить для себя - вот высший принцип жизни. Лишь тогда она имеет смысл. Я живу ради того, что я люблю. Почему я должен жить ради других? Почему я должен жить для пузатого кабатчика, вонючего землекопа или гремящего медью воина? Почему? Кто мне это объяснит? Скилл: -Тогда живи для друзей! -А зачем, дружище Скилл? Ты стал бы жить ради друзей? -А я и так живу ради них. -Это лишь краивая проза! Ты живешь ради себя. Или нет? Тогда у тебя больная философия. Как можно жить ради друзей? Объясни мне, как ты понимаешь жизнь. Скиф на Мгновение задумался. -Я не столь ловок в словах, как ты, но вот что значит для меня жизнь. Она была, есть и будет очень бурной. Я имел много друзей, настоящих друзей. Большинство из них я потреял. Кое-кто погиб, кое-кто ушел, остальные далеко отсюда. Но я отдал бы всё ради их счастья, и верю, что они сделали бы тоже самое ради меня. Я из тех, кого ты порицаешь Менандр. Я воин и вор. Я люблю кровь, пенье стрел, вой горного ветра. Я авантюрист, и мне сладостно само это слово. ... Мне по душе ногое из того, что превозносите вы. Я отнюдь не аскет. Я люблю красивых девушек и отменное вино, хороший стол и добрую беседу с друзьями. Значит ли это, что я такой же, как вы? Может быть. Но я люблю коня и лук, погоню и ветер. И вот я уже совсем другой. Так ктоже я? Где моё истинное лицо? А может ли человек жить жизнью, прдобной вашей? Может ли он провести свои годы лёжа на кушетке и услаждая себя разговорами с друзьями? Его мускулы ослабнут а кровь станет похожа на патоку. Он потеряет радость движения, радость свежего воздуха, он лишится самого сладостного из чувств - яростного ожидания. А придёт время, и он перестанет получать удовольствие от вина и пищи, а ещё раньше - от женшин. Он пресытится и тогда наступит апатия...
--------------------
|