О форме и содержании.
“Ну и что, что форма хромает, зато поэтично…”
В корне неправильный лозунг. Происходит от того, что его сторонники забывают – форма определяет содержание. Действительно, из чего складывается стих, что такое стих, где спрятана его «поэтичность»? Стих – это буквы, слова, слоги, его составляющие. Уберите их – и ничего не останется. Поэтому – вся «поэтичность» стиха – в его форме! Если форма корява, стих не звучит – значит, хромает и «поэтичность». Конечно, при написании стиха вовсе не является целью соблюсти последовательность ударных и безударных слогов, добиться равенства слогов. Это – не цель. Целью является как раз «поэтичность». А “подсчет слогов” – это средство достижения цели. Опытным путем веками людьми были установлены законы поэтических форм – то есть такой порядок ударных – безударных слогов, при которых речь обретает поэтичность. (Прочитайте этот «стих», ударение ставьте на ЛЯ)
ля-ля-ЛЯ, ля-ля-ЛЯ, ля-ля-ЛЯ, ля-ля-ЛЯ, ля-ля-ЛЯ, ля-ля-ЛЯ-ля,
звучит. а, скажем,
ля-ля-ЛЯ, ля-ЛЯ-ля, ля-ля-ЛЯ, ля-ля-ЛЯ, ля-ля-ЛЯ, ля-ЛЯ-ля-ЛЯ
- не звучит.
Однако, начинающие стихотворцы либо вообще не знают о существовании стихотворных форм, либо просто ошибаются, пропуская «на слух» лишние слоги, коверкая форму. Поэтому – в помощь им – необходимо заниматься «математикой» - считать слоги.
“А это “белый стих”, он без формы”… Во-первых, белый стих – это вовсе не «рубленная проза». И свои законы в его стихосложении тоже есть. Во-вторых – то. Что здесь пытаются «протащить» под видом «белого стиха» - таковым часто не является. Эти «белые стихи» построены, вроде бы, по классическим законам – есть размер, рифма – ухо уже привыкает к ним, настраивается на размер… и вдруг – начинаются ошибки, действительно «белые пятна»… - а это – как «пенопластом по стеклу» режет слух. То есть – либо «размер» есть весь стих – либо его нет. Либо рифма есть – либо ее нет. (Не будем сейчас рассматривать исключения, где у классиков сознательно исчезает рифма (как, например, в «Картонажном мастере» Гумилева)).
«Но иногда для «поэтичности» нужно как раз «скомкать» форму!»
Да. Но делается это именно «для поэтичности» - скомканная форма как раз придает поэтичность. Здесь же этой фразой почти всегда пытаются прикрывать случаи, когда корявость формы ничего не добавляет стиху, и лишь снижает его музыкальность. И – раз такая ломка формы не служит определенным целям – она не нужна. Даже если «фраза красива, но не вписывается в размер стиха». Надо работать, искать выходы, искать другие слова. Стих – это вещь мистическая. Если фраза не подходит – она и не нужна. Час, два, день – ищите – и найдете то, что нужно именно в этом стихе. А как же иначе? Вы что – думали стихи писать – как в носу ковырять? Нет, это дело кропотливое. И лень авторов – только губит. Поэтому – я всегда так непримирим к форме. Ведь «набить руку» и не кривить формой – в принципе не сложно. И это необходимо стихотворцу. Это еще не поэзия, это основы ремесла. Как гончар обязан уметь месить глину, так и стихотворец обязан уметь держать форму. Разумеется, я никого не заставляю это делать. Если человек пришел подурачиться, и разговоры о форме его не заинтересовали – я от него «отстаю».
«У меня все нормально с формой, и с содержанием, а вы говорите, что это «стихи, но не поэзия»… что, больше придраться не к чему, да???»
Дело вот в чем. Рифмовать слова могут и компьютеры. Научиться «держать форму» и пересказывать в стихах все что угодно за год может любой. А это не делает его Пушкиным. Поэзия отличается от прозы тем, что каждое слово в ней имеет намного большую значимость в эмоциональном плане. Короткий стих может и должен передавать намного больше «души» (чувств, эмоций) героя, чем роман. И – не путайте чувства со страстью. Это могут быть любые, самые простые чувства – хоть радость от наблюдения осеннего леса, хоть воспоминания о котенке, которого видел в детстве («Сапоги мои – скрип да скрип» Рубцова и «Ах, как много на свете кошек» Есенина – первое, что пришло на ум). Стих должен создавать у читателя яркую, эмоционально окрашенную картинку. Достигается это различными способами – эпитетами, метафорами, точными штрихами. Не обязательно это какие-то необычные штрихи («серобурмалиновое небо») – важно что они стоят на своем месте и передают то, что должны передавать. Зачастую молодые стихотворцы, освоившись с формой, считают, что уже пишут хорошие стихи. На деле же они лишь начинают осваивать собственно поэзию. И вот о том, как наиболее четко, глубоко и ярко передать в стихе его суть я и пытаюсь говорить. И разговор этот – фактически бесконечен.
“Ну и что, что стих банален! Я пишу так, как чувствую…”
Нет. Такого не бывает. Каждый человек уникален. По рождению, условию жизни, опыту. Поэтому чувства каждого уникальны. Отличие поэта состоит в том, что он может свою уникальность выразить в стихе, показав свои неповторимые чувства. Ошибка начинающих стихотворцев в том, что написав строку «Я тебя люблю!» - они думают, что передали свои чувства. Читая ее, они знают, о чем писали, но читатель-то не знает! А «любовей» бывает 1000 – от эроса до филоса и агапэ. Поэтому так важно бороться с банальностями.
«Какдый раз одно и то же… Занудство!»
Увы. Чтобы научиться делать кувшины – следует вдоволь намесить глины.
--------------------
Да, да, вам действительно показалось. Вы перетрудились, устали. У вас галлюцинации. Точно вам говорю.
|