Heroes of Might and Magic V
Жанр
Пошаговая стратегия
Издатель
Nival Interactive
Разработчик
Nival Interactive
Похожесть
Серия Heroes of Might and Magic
Мультиплеер
Интернет, локальная сеть, хот-сит
Дата выхода
Весна 2006 года
www.nival.com/homm5_ru
Сегодня уже всем понятно, что индустрия электронных развлечений резко и бескомпромиссно догнала, а в чем-то и перегнала набивший оскомину Голливуд с его ежемесячными попкорн-блокбастерами, и у нас с вами давно уже появились свои культовые сериалы и игры, которые, если хотите, являются эталоном того или иного жанра. Патриархи, на которых равняются создатели новых проектов и с которыми любой мало-мальски грамотный журналист считает своим святым долгом сравнить очередную поделку. Даже в том случае, если оный патриарх окончательно облысел и густо порос мхом.
Именно таким эталоном в своем жанре является походово-стратегический сериал под названием Heroes of Might and Magic, первая часть которого появилась на свет в бородатом 1995 году и практически сразу же очаровала множество игроков по всему миру. Не шибко замысловатая концепция (которая меж
тем до наших дней практически не изменилась) настолько мощно затягивала в свои сети, что выбраться без посторонней помощи было, прямо скажем, нелегко.
Простой на первый взгляд геймплей таил в себе просто-таки бездну тактических возможностей, и каждый участник сражения мог выбрать свой неповторимый стиль игры. Кроме всего прочего, Heroes of Might and Magic отличалась, не побоюсь этого слова, волшебной атмосферой настоящей сказки. Непонятно как, но уже в те дремучие времена 256-цветных мониторов New World Computing удалось вылепить столь совершенный и прекрасный мир, что остается только удивляться.
Затем, понятно, появилась вторая (по мнению некоторых граждан — лучшая) часть сериала, а потом уже в свет вышла культовая Heroes of Might and Magic III, в которую и поныне играет просто-таки куча народу. А завершилась эпопея выпуском Heroes of Might and Magic IV, игры, разочаровавшей буквально всех и каждого, а уж подлинные фанаты серии так вообще почувствовали себя, мягко говоря, обманутыми.
Ну а потом у 3DO, которая и была издателем почти всех игр серии, начались неслабые проблемы с деньгами. В итоге краснознаменная студия New World Computing дала дуба, а бренд Heroes of Might and Magic после долгих мытарств и торговли попал в золотые ручки Ubisoft Entertainment, которая клятвенно пообещала вернуть к жизни “тех самых “Героев”. Народ поверил.
Но это были, понятно, цветочки, а настоящее оживление в ряды внесла новость о том, что миссия возрождения “Героев” из пепла легла на плечи “наших” разработчиков из орденоносной студии Nival Interactive, на счету которых уже было несколько проектов самого что ни на есть высшего класса.
Первую, вполне себе рабочую, версию игры граждане из “Нивала” с помпой представили на прошедшей в 2005 году КРИ, где в режиме суперсекретности и чуть ли не под страхом смертной казни за разглашение показали акулам пера небольшой отрывок игры, из которого, по крайней мере, стало ясно одно — Heroes of Might and Magic V будет сногсшибательно красивы.
Спустя некоторое время наш штатный суперагент Игорь Варнавский проник в офис разработчиков и пощупал ту же самую версию, но уже, так сказать, собственными руками. Ну а в минувшем месяце нас снова пригласили в гостеприимный офис “Нивала”, где мы несколько часов кряду гоняли мультиплеерный вариант игры, получив кристально четкое представление о том, как же, собственно говоря, будут играться и выглядеть пятые “Герои” в финальном релизе.
В лучах славы
Прежде чем пропеть заслуженные дифирамбы графической составляющей Heroes of Might and Magic V, которая, прямо скажем, нас чертовски впечатлила, расскажем о том, как, собственно, все это играется.
В самом начале шоу в вашем распоряжении есть, во-первых, город, в котором практически ничего пока еще не построено, во-вторых, хилый герой с парой десятков слабеньких солдат и, в-третьих, немного ресурсов в закромах родины, на которые вы можете возводить новые здания и нанимать войска. К слову, здешние ресурсы целиком и полностью перекочевали из прошлых серий и нам снова и опять надо всеми правдами и неправдами добывать камень, дерево, серу, кристаллы, драгоценные камни, ртуть и, разумеется, золото. Понятно, что для найма самых простых войск и постройки начальных зданий вполне хватит пригоршни золотых да камня и древесины, а вот чтобы разжиться действительно мощными юнитами, придется попотеть и обеспечить стабильный приток на ваши склады таких ценных ресурсов, как те же кристаллы или драгоценные камни.
Для тех, кто с нами недавно, напоминаю, что Heroes of Might and Magic V — стратегия все же походовая и за каждый ход вы вольны совершить как минимум два судьбоносных действия: передвинуть подопечных героев и отгрохать какие-нибудь ценные постройки в городах.
Что радует, схема развития города избавилась от странных нововведений четвертой части и резво вернулась к истокам. То бишь теперь вы просто возводите желаемые здания одно за другим, благодаря чему повышаются не только экономические показатели селения (к примеру, деревенька приносит в казну доход в размере 500 золотых за ход, в то время как большой город уже расщедривается аж на 5000), но и растет обороноспособность вашего селения, а главное — вы можете нанимать более сильных юнитов.
Отметим, что система развития армии тоже предельно классическая: строите необходимые здания и получаете возможность вместо, к примеру, простых лучников нанимать арбалетчиков, а вместо рядовых грифонов — королевских. Так что весьма спорная идея о выборе пути развития, как это было в четвертой части геройского сериала, приказала долго жить, что, поверьте, только к лучшему.
Собственно, закончив со строительством, кликаем мышкой по портрету подопечного героя и отправляемся заниматься самым интересным — открывать карту, которая до поры покрыта мраком, и находить на ней все полезное, что можно захватить.
И тут тоже все до боли в печенке знакомо: путешествуя по миру, вы можете отыскать лесопилки, где будете добывать дерево, захватить каменную шахту, откуда исправно поступает камень, и приватизировать прочие полезные в хозяйстве строения. Если повезет, сможете отыскать башни, где рождаются разновсяческие существа, которых можно нанять, а если ваш город производит тот тип юнитов, которые обитают в башне, то вот вам и ощутимая прибавка к популяции существ. Помимо этого, разумеется, можно отыскать и полезные артефакты, которые резко повышают боеспособность вашей армии, а также прочие полезные сокровища.
Надо сказать, что все здешние карты сделаны отменно и путешествовать по ним — одно удовольствие, так как все они буквально под завязку забиты всяческими полезностями и встречами с интересными персонажами. Оговоримся, правда, что виденные нами локации могут и не попасть в финальный релиз, однако мы уверены, что новые карты не только не будут уступать нынешним, а скорее всего и превзойдут их.
Волевым решением создатели игры вернули-таки Тот Самый классический “недельный цикл”, на котором строилась вся схема набора армии в прошлых частях. Как мы помним, в четвертых “Героях” разработчики зачем-то сделали рождение войск ежедневным, из-за чего, вместо того чтобы путешествовать по карте, герои постоянно толкались рядом с городами и по крупицам собирали огромную армию. Игра получалась, мягко говоря, странной. Теперь же все так, как и должно быть — каждую неделю рождается энное количество войск для найма.
Обратите внимание и на что, что отныне простые солдаты снова не могут передвигаться самостоятельно, а только в составе армии героя. С одной стороны, немного устаешь от того, что приходится постоянно мотаться по городам, собирая воинов, но с другой — процесс игры стал куда интереснее, ибо теперь — так же, как и в старые добрые времена — проигрыш глобального сражения вполне может привести к провалу всей войны, так как войск для обороны городов просто не будет и враг без боя возьмет все ваши города.
И вновь продолжается бой
В мире Heroes of Might and Magic V вас ждут шесть полноценных рас, за которых можно играть не только в синглплеерном режиме, где по уже сложившейся традиции у вас будет возможность поиграть за каждую сторону конфликта, но и в мультиплеере.
Вся соль в том, что разработчики наделили каждую расу уникальными свойствами, которые, как утверждают разработчики, призваны отразить ее суть.
Для справки: на такую вот идею разработчиков натолкнула эксклюзивная возможность некромантов превращать убитых солдат в скелетов, которая была в прошлых частях сериала.
Haven —люди как таковые. Центральная раса, из-за которой, как всегда, и разгорелся новый конфликт. Уникальная способность людей — тренировать низкоуровневых юнитов в более высокие. Например, из простых крестьян можно сделать лучников. Тренировка стоит дорого, и обучать войска можно только в городах людей.
Sylvan —классические эльфы к вашим услугам. Уникальная способность — натренировать воинов на борьбу с определенным типом врагов. По мере роста способности расширяется список доступных для “науськивания” представителей вражеских существ. Очевидно, что супротив юнитов, которые есть в, так сказать, лицензии на убийство, эльфы бьются в несколько раз успешнее.
Academy — маги. Могут создавать небольшие артефакты, которые в бою повышают характеристики того или иного подразделения. Чем выше уровень способности, тем более мощные артефакты можно создавать.
Inferno —те самые злобные адские полчища, готовые порвать всех и разрушить вся. Обладают умением, благодаря которому вызывают подкрепления прямо на поле боя. По мере роста способности могут призывать на помощь все более и более сильных существ.
Главная фишка в том, что вы можете выбирать, куда закинуть десант, и, например, изрядно потрепать противника, забросив ему прямиком в тыл или за городские стены парочку архидьяволов.
Necropolis —ага, ну вы поняли, те самые жуткие некроманты. Обладают классическим навыком превращать павших на поле боя солдат в симпатичных скелетов, которые, клацая зубами и размахивая топорами, идут в бой, одним своим видом повергая в ужас армию противника.
Dungeon — темные эльфы. От прочих рас отличаются тем, что имеют на вооружении сразу пару навыков. Первый — позволяет наносить магический урон существам, которые невосприимчивы к заклинаниям, кроме того, этот навык делает непредсказуемым для противника эффект от основных заклинаний. А благодаря второму умению темные эльфы могут использовать тип местности и стихии для нанесения врагу большего урона.
Перерождение
Понятно, что, сколько ни гуляй по миру и ни развивай города, рано или поздно придется схлестнуться с противником. Плюс — никто не отменял нейтральных монстров, которые гуртуются на карте и самоотверженно охраняют ценности. Мы все это к тому, что сражения — это еще одна сторона Heroes of Might and Magic, о которой необходимо поведать в деталях. Однако опять-таки — для ветеранов геройского сериала все знакомо и привычно.
Итак, перед началом битвы прежде всего вам необходимо расставить подопечные войска, прикинув, куда лучше определить лучников, где разместить свирепых рыцарей, а где стоит поставить благородных грифонов. Понятно, что от того, как в начале сражения вы расставите войска, зависит не менее 40 процентов успеха. Далее начинается, собственно, “злобный махач”, в котором, что радует, побеждают не столько числом, сколько умением.
Вся соль в том, что во время боя учитывается куча самых разных факторов, которые так или иначе влияют на исход сражения. Прежде всего это уровень подопечных героев и их умений. Понятно, что ежели ваш слабенький герой налетит на противника уровня эдак пятнадцатого, то его не спасут и тысячи призванных на войну крестьян, ибо вражеские солдаты будут получать некислые бонусы к защите, контратакам и количеству ходов. Благодаря чему порвут даже ваши превосходящие силы в лоскуты.
Кроме того, толково прокачанный герой поднимает не только моральный дух солдат, благодаря чему они имеют шанс сделать как минимум один ход вне очереди, но и увеличивает параметры удачи подопечных войск, от которой зависит сила удара подразделения. Кстати говоря, на удачу и боевой дух влияет еще и то, из каких существ состоит ваша армия — к примеру, у солдат людей резко падает мораль, если они воюют в составе адских или некромантских войск. Так что, прежде чем ринуться в рукопашную, придется хорошенько прикинуть все за и против и правильно сформировать армию.
Сам герой непосредственно в битве участия не принимает, то есть не скачет резво по полю, самолично откручивая рога противнику, а, как и положено, специализируется на создании магических заклинаний — условно мирных, которые повышают характеристики подопечных юнитов во время сражения, и боевых, с помощью которых можно выбить дух даже из самых мощных вражеских юнитов. Разумеется, для чтения сильных заклинаний необходимо недетское количество маны, так что ежели хочется устраивать на поле боя локальный армагеддон, надобно отправить подопечного героя по магической стезе.
Новые заклинания, как и раньше, в основном разучиваются в городах, и каждая раса обладает своей особой магией, которая отражает, если хотите, ее внутренний мир, глубинную суть. К примеру, люди пользуются светлой магией, которая лечит, но порой и калечит, а вот некроманты повсеместно орудуют исключительно черными заклинаниями — то насылая на врагов чуму, то оживляя мертвых и так далее в таком же духе. Отметим, что разработчики не стали разделять расы на сильные магически, но слабые физически и наоборот, а создали в целом сбалансированные стороны, которые практически в равной степени могут побеждать как магией, так и грубой силой.
В общем, можно смело сказать, что сражения — так же, как и путешествия — в Heroes of Might and Magic V стали очень интересными. Что ни говори, но разработчики пошли по архиправильному пути, отказавшись от спорных революций, а взяли проверенный временем геймплей, чуть-чуть добавили свежих идей, от которых всем стало только лучше, и на выходе получили чертовски увлекательный геймплей, который, уж поверьте, стал куда интересней, чем в культовой третьей части.
Неоконченная история
Вообще говоря, историю сериала, по-хорошему, можно смело отсчитывать не с появления первой части Heroes of Might and Magic, а с рождения на свет в 1990 году игры King's Bounty, которую, во-первых, слепили граждане из New World Computing, а именно они, как известно, и ответственны за появление собственно Heroes of Might and Magic. А во-вторых, уже в King's Bounty была заложена та самая концепция геймплея, которая жива и по сей день. Так же, как и сейчас, мы управляли героем, изучали мир, улучшали города и набирали грозную армию, дабы успешно выбить из противника перья. Конечно, графика по тем временам была неплохая, но сейчас смотреть на эти пикселизованные картинки-города, мягко говоря, испытание непростое.
А вот в 1995 году, как уже было сказано в рецензии, появилась собственно Heroes of Might and Magic — игра, которая вмиг завоевала сердца и кошельки геймеров. Геймплей уже полностью сформировался и, по сути дела, дожил вот до наших дней в малоизмененном варианте.
В 1996 году вышла Heroes of Might and Magic II, в которой была уже вполне себе приличная графика, благодаря чему игрушка превратилась буквально в ожившую сказку. Геймплей не претерпел сколько-нибудь революционных изменений, однако был всесторонне улучшен. Плюс ко всему, разработчики добавили кучу новых фишек и мощно расширили здешний зверинец. В 1997 году был также выпущен аддон под названием Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty, куда разработчики добавили новых монстров и сделали несколько свежих заклинаний.
Ну а в 1999 году на голову игровой общественности рухнула ставшая культовой и безумно популярной Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia. Перечислить все, что добавили в третьих “Героев”, просто невозможно. Это и ворох новых построек, и две абсолютно новых расы, и множество уникальных артефактов, и пачка свежих юнитов. Добавьте сюда чертовски увлекательный сюжет и современную графику — и вы поймете, почему эта игра буквально снесла башню всем ценителям сериала, заставляя их дни и ночи проводить в своей компании.
Потом, увы, разработчики начали буквально штамповать второсортные аддоны, которые сыпались на наши бедные головы как из рога изобилия. Причем действительно качественных было всего пара штук, а остальные получились просто жалкими поделками.
Наконец, завершилось все Heroes of Might and Magic IV, которая получилась, конечно, не совсем пропащей игрой, однако множество весьма спорных нововведений и общая ущербность игры в целом сделали свое черное дело — и преданные фанаты сериала восприняли новые похождения в штыки. Затем разработчики выпустили еще пару скороспелых аддонов, однако 3DO уже лихорадило от финансовых проблем, а чем в итоге закончилась история, вы уже и сами знаете.
Золотой век
Ну и на финишной прямой просто-таки необходимо подробно рассказать о графике, благодаря которому привычный в целом мир Heroes of Might and Magic заиграл такими новыми и яркими красками, что хочется стоя аплодировать создателям всего этого чуда.
Мы не знаем, сколько конкретно сил вбухали художники, аниматоры и дизайнеры в создание тутошней вселенной, но то, что получилось, мягко говоря, впечатляет.
Во-первых, о главном: пятые “Герои” будут — да-да — в самом что ни на есть полном 3D. То есть теперь вы сможете осматривать окрестности в любом понравившемся вам ракурсе и крутить камеру как душе угодно. Хотите взмыть под облака и насладиться видом своей империи целиком? Пожалуйста! Желаете поближе рассмотреть подопечного героя или грозного юнита? Никаких проблем! Достаточно разок крутануть колесико мышки.
Специально для тех, кто в священном трепете уверен, что пресловутое полное 3D убьет дух “тех самых “Героев”, сообщаем: никто умирать не собирается, все выглядит и работает великолепно, а возможности полноценного трехмерного движка только усиливают общую сказочную атмосферу.
Впрочем, понятно, что 3D и возможность вращать камеру во все стороны — это только полдела, ибо больше всего вашего покорного слугу поразили потрясающие модели юнитов. Честно скажу, здешние воины — это не просто на скорую руку сляпанные фигурки, а настоящее произведение искусства: от армии людей прямо-таки веет силой и благородством — широкоплечие рыцари, облаченные в ослепительно сверкающие доспехи, чеканят шаг, наступая на вражеские ряды, а прекрасные грифоны, свирепо взирая на противника, мощно взмывают в воздух, чтобы затем резко упасть с небес и нанести сокрушительный удар вражескому подразделению. А вот юниты эльфов — сплошь ловкие и элегантные лучники, волшебной красоты единороги и суровые живые деревья, которые одним ударом способны вышибить дух из самого наглого противника. Ну и полная противоположность этим расам — адские полчища и войска некромантов. Дети преисподней источают злобу на все живое, пышут яростью и желанием изорвать на куски всех и вся, а посланцы мира мертвых внушают мистический ужас, повергая противника в страх своими ожившими скелетами, жестокими вампирами и прочими жуткими созданиями.
И самое главное: всей этой атмосферой проникаешься после одного только взгляда на армию той или иной расы! Художникам “Нивала” можно смело присвоить все известные миру премии за мастерство, ибо столь красивых и — черт подери! — выверенных до последней заклепки на латах юнитов мы еще не видели ни в одной пошаговой стратегии.
А уж здешние спецэффекты вообще способны вызвать глубокий культурный шок у самых равнодушных игроков. Когда во время боя идет обмен магическими ударами, экран монитора буквально разрывается от ярких всполохов пламени, молний и стонет от ослепительных взрывов, которые то и дело гремят на поле брани, а жару еще поддает умный AI, который во время почти каждой атаки юнита выбирает наиболее эффектное положение камеры, благодаря чему даже банальный тумак превращается в шикарное зрелище.
http://www.igromania.ru/articles/?100_FH