????
Группа: Житель
Сообщений: 46
Регистрация: 2.07.2004
Из: Аллеорн
Пользователь №: 396
|
Кельтские праздники. Кельты делили год на четыре четверти, приблизительно соответствующие современным временам года: весне, лету, осени и зиме. Кельты были народом земледельцев, поэтому придавали огромное значение определению времен года и очень чтили великие дни, считавшиеся их началом. В древней Ирландии, к примеру, месяцы не имели специальных имен, а просто брали своё название от четырёх важнейших праздников. В году у кельтов было четыре главных праздника: Самайн (Samhain) – смерть лета – 1 ноября Имболк (Imbolk) – время родов/кормления – 1 февраля Белтайн (Beltaine) – весёлый костёр – 1 мая Лугнасад (Lughnasadh) – свадьба Луга – 1 августа В кельтской традиции (которая вообще ставила ночь или тьму прежде дня и света) считалось, что каждый праздник начинается вечером предыдущего дня. Поэтому часто даты этих праздников указываются как 31 января, 30 апреля, 31 июля и 31 октября. Хотя все эти праздники отмечались приблизительно в названные дни, день торжества определялся не по календарю, а по соответствующим проявлениям времен года. Так, например, Белтайн отмечали, когда отцветал Боярышник. Кроме того, все праздники приурочивались к полнолунию, и начинались они вечером. Кельты считали дни от вечера к вечеру, а не так как мы, от утра к утру. В этот день молодые мужчины и женщины посвящали песнопения и бдения богине Бригитте, которая, кроме всего прочего, была богиней родовспоможения и воспитания. Возможно, в это время рождалось много детей, как результат празднования Белтайна предыдущим летом. Считалось также, что Имболк – это лучшее время для гаданий – как о судьбах отдельных людей, так и об общих тенденциях на следующий год. Таким образом, год у кельтов делится на четыре части. Однако есть ещё и “скрытое” деление на две половины – тёмную и светлую. Представление об этих точках года отражено во многих преданиях. Так, например, существует легенда о ежегодном сражении между зимой и летом за овладение Девой Весны. Отражавший это предание обычай бытовал среди народов Европы вплоть до конца столетия. Год также делится моментами равноденствий и солнцестояний: Весеннее равноденствие: 21 марта Летнее солнцестояние: 21 июня Осеннее равноденствие: 21 сентября Зимнее солнцестояние: 21 декабря. Не лишним было бы упомянуть о кельтском календаре, раз разговор идет о кельтских праздниках. Кельты обладали очень сложной календарной системой, основанной на циклах солнца и луны. Её следы отражены как в древней литературе, так и в археологических артефактах. В частности, в Колине был найден вырезанный на листах бронзы галльский календарь, который позволяет сделать очень важные наблюдения о природе древней календарной системы, бытовавшей в этой местности. Год делился на четыре сезона, как уже было сказано выше, который делился, в свою очередь, на ещё меньшие отрезки. Каждый из этих отрезков не совпадает точно с современными месяцами и отражает как фазу сельскохозяйственного года, так и солнечные и лунные циклы. Ниже приводятся оригинальные названия месяцев и их перевод, а также приблизительное соотношение с современным календарём, согласно календарю из Колина: Самионос (Samionos) Падение зерна октябрь-ноябрь Думанниос (Dumannios) Темнейшие глубины ноябрь-декабрь Риурос (Riuris) Время холодов декабрь-январь Анагантиос (Anagantios) Время домоседства январь-февраль Огрониос (Ogronios) Время льда февраль-март Кутиос (Cutios) Время ветров март-апрель Гиамониос (Giamonios) Прорастание апрель-май Самивизионо(Samivisionos) Время света май-июнь Экуос (Equos) Время коня июнь-июль Элембиуос(Elembiuos) Время исков июль-август Эдриниос (Edrinios) Время судов август-сентябрь Кантлос (Cantlos) Время песен сентябрь-октябрь Примечания: * Буквосочетание «mh» в ирландском языке (из которого заимствованы данные названия) читается как «w», и название этого праздника на самом деле звучит как «Соувин» или «Совин» (с ударением на последний слог). Однако форма Самайн очень прочно прижилась в русскоязычной литературе. ** Майское дерево – украшенный цветами и лентами столб. Итак, какие они, кельтские праздники? Начнем с Самайна. Первый Огненный Праздник. Так же известен, как Самхейн. Во многих колдовских традициях, это Своеобразный Новый Год, главный праздник во всем Колесе Года. Самайн символизирует торжество вечной Жизни, Смерть и Перерождение вселенной и знаменует смерть Лета, Приход Зимы. Считается, что на Самайн открываются врата в другой мир, практически стирается тонкая грань между материальным миром и царством духов. Так же, грань стирается и между добром и злом. В праздник иногда включается элемент оплакивание Черридвен (Керридвен, Церридвен). Возрастает сила тотемных энергий. Цвета Самхейна - золотой, серебряный, черный и белый. Растения - дуб, мандрагора, дурман, паслен, полынь, воронец белый. Кельтский Праздник Мертвых. Круг, дом и алтарь украшается свечами и тыквами, а так же осенними листьями. В этот день постарайтесь вспомнить о своих умерших родственниках, ведь Самхейн - это день духов. Вначале Самайн приходился на семнадцатый день второго лунного месяца после осеннего равноденствия. Впоследствии, в результате реформ римского календаря, его дата стала выпадать на ноябрьские календы (1 ноября). В Галлии праздник длился три ночи (trinoux/tion/Samon/i/sindiu/os/ - "три ночи Самайна с сего дня"), а в Ирландии - семь дней. Галлы называли себя сынами темного бога Диспатера (Dispater). Все они величали себя потомками Дита-отца и утверждали, что таково учение друидов. Самайн - это и есть праздник Дита. Самайн считался моментом, когда открывался сид (могильный курган, врата загробного мира) и все сверхъестественное устремлялось наружу, готовое поглотить людской мир. В эту ночь бессмертные боги приходили в мир смертных людей, а герои получали доступ в сид. Наступал краткий период битв, союзов, браков людей с обитателями сида, уплаты и отсрочки всевозможных долгов. Во время Самайна умирали великие герои и боги. Особое значение этому празднику придавалось торжественным собранием всех королей, вождей, воинов, друидов и простолюдинов страны. Согласно поверью, любой кельт, не пришедший в сакральный центр страны в ночь Самайна, терял рассудок. На следующее утро для него следовало выкопать яму, насыпать могильный холм и подготовить могильный камень. В эту же ночь друиды зажигали королевский огонь. Всем жителям страны воспрещалось под страхом смерти зажигать огонь прежде короля. Поэтому образ ночи Самайна - огонь в веселом стане на холме. В Самайн подданные платили владыке подать и подносили дары. Треть плодов, орехов, рыбы, колбасы, пива, молока и хлебов отдавали для жертвоприношений друидам. Если верховный король страны давал в Самайн отсрочку по выплате подати общине или кому-нибудь из младших по рангу королей на один день и одну ночь, то это означало, что он отказывался от подати безвозвратно. После жертвоприношений начинались обильные пиршества, игры, пляски, состязания певцов и силачей. В праздник Самайн на столе было положено иметь рыбу, колбасы, свинину, сбитое молоко, свежее масло, хлеб и пиво. Король задавал угощение и пир, на котором подавали мясо откормленных за прошедший год свиней. Сытную и обильную закуску уравновешивало внушительное количество выпитого. Конечно, всенародное торжество, сопровождаемое обильными возлияниями, основательно подрывало здоровье кельтского населения: для большинства веселящихся дело заканчивалось либо пьяной дракой "стенка на стенку", либо жестоким похмельем. "В Самайн у уладов не больше сил, чем у женщины после родов",- свидетельствовал современник. Праздник Самайн также традиционно считался подходящим временем, чтобы избавиться от короля, вызвавшего недовольство правящей элиты. В этом случае неугодного короля подвергали ритуальному умерщвлению: его топили в бочке с вином или просто сжигали живьем в королевском доме. Имболк, или Имболх считается первым днем весны. Кельстский Праздник Свечей. Это торжество света над темнотой, начало Поры Пробуждения. Празднуется уход Зимы и возвращение Весны, возрождение силы Солнца. Зимний обряд очищения. Празднуется в честь Бригитты (Бриджит). Имболк - день огней, костров, свечей и факелов. Другие названия: Олмейк и Луперкалия. Растения праздника - морская водоросль, мускатный орех, хмель, шандра, воронец, цветы бузины. Имболк знаменовал ослабление хватки зимы и приход новой жизни весной. В это время рождались ягнята, и вымя у овец наполнялось молоком. Это был праздник всех начал. Поскольку считалось, что отправляться в далёкие путешествия в это время года не стоит, ибо погода этому не благоприятствует. Имболк часто был праздником семейным. При римлянах праздновали этот праздник 1 февраля, а изначально он приходился на конец третьего лунного месяца после Самайна. Белтайн. Второй огненный праздник. Великий праздник плодородия, противоположная сторона Самайна. Белтайн является торжеством земного бытия. В Колесе Года - второй по значимости праздник. День костров, огня. Праздник Белтайн ("Огонь бога Беля") открывал светлое время года и был связан с возжиганием жертвенного огня и соответствующими подношениями великому богу Белену (Belenos), которого справедливо отождествляют с Аполлоном или Гефестом. Изначально этот праздник приходился на полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия (приблизительно 7 - 9 мая). А в последствии, в связи с римскими календарными реформами и соседством с христианским праздником Пасхи, Белтайн стали проводить 1 мая. Согласно ирландской традиции, завоевания Ирландии обычно приходились на семнадцатый день луны во время майских календ, т.е., на Белтайн. Друиды должны были следить за точностью соблюдения солнечного символизма праздника. Белтайн отмечали всенародно в сакральном центре страны. Кроме того у кельтов существовал обычай устанавливать в каждой области по два огня в честь бога Беля, между которыми проводили больной скот, чтобы исцелить его и сохранить в течение следующего года. Затем наступало время ярмарки: на ней можно было купить и обменять все, что угодно, от съестного до драгоценностей. Заканчивалось все традиционными пиршествами и народными гуляньями. Угощения Белтайна - это пиво, капуста, сладкое молоко и молоко, створоженное на огне. Белтайн знаменовал начало лета. Это время считали важнейшими воротами между мирами. Период от Белтайна до Самайна назывался an ghiran mor, “большое солнце”, а период от Самайна до Белтайна – an ghiran beag, “малое солнце”. В Белтан выпускали из хлевов скотину, чтобы она, наконец, отведала свежей весенней травы. Белтайн - это праздник мая, день, когда выбирается Майская Королева. Она единственная из всего круга должна носить зеленую одежду на праздник, чтобы показать свое уважение к лесным духам. Другие участники праздника не могут надевать одежду зеленого цвета, но им позволяется носить зеленые ленточки, например, вплетая их в венки. Характерны для этого праздника ритуальные прыжки через огонь, так как костры, по поверьям, дают плодородие и богатство. Растения праздника - сирень, вереск, цветы яблони, цветы красного клевера. Кельтский Праздник Цветов. Считалось, что в это время настежь открыты двери в Иной мир, и тем, кто встанет рано утром, нередко достаются дары сидов (sidhe) – народа, обитающего в Ином мире. Люди думали, что чаще всего эти подарки получают молодые и красивые. Белтан – это время обретения сил и осуществления желаний. Лугнасад или иначе Ламмас, приходил 1 августа, и звался праздник "Свадьбой бога Луга". Это торжество урожая, изобилия и любви. В этот праздник полагалось совершить три ритуальных похищения, которые завершались тремя жертвоприношениями: быка под ярмом, молочных коров и теленка. Достойному проведению праздника способствовало изобилие молока и хлеба. Заканчивался же праздник всеобщей большой и чистой любовью. Лугнасад – время урожая, племенных собраний, конских ярмарок, третейских судов, обручений и крупных сделок. В это время проводились ритуальные игры, состязания в боевом искусстве, конные бега и, возможно, выборы племенного танайста (tanaiste) – утверждённого народом наместника вождя или монарха. Самое время приносить жертвы, так как урожай собран. Считалось, что качество урожая отражает качество правления вождя, и, если его правление бездарно, земля отразит все его недоработки, а значит, заставит подумать о том, чтобы избрать нового, более способного правителя. В этот праздник мы можем оценить свою ответственность и обязательность. Доминирующий цвет праздника - желтый, иногда золотой. Растения - первоцвет, календула, подсолнух. Кельтский Праздник Зерна. Помимо основных четырех праздников, у кельтов существовал целый ряд праздников, входивших в Колесо Года. Это: Юле (21-22 декабря) Лита (21-22 июня) Остара (21-22 марта) Мабон (21-22 сентября) Юле (Йоль, Юль, Йул, день Финна) - День Зимнего Солнцестояния. Торжество Великой Тьмы, самый короткий день в году. Ритуалы этого дня выражают желание помочь солнцу изменить свой путь на небе. Растения - сосна, кедр, сандаловое дерево, можжевельник, мята. Кельтский Праздник Возрождения Солнца. Лита. Летнее Солнцестояние - праздник Середины Лета и Любви, самая коротка ночь в году, торжество Великого Света. Один из самых важных солнечных праздников, время для Великой магии и силы, кельтский праздник Дуба, языческий праздник Купалы. Ночью на Лита сны, и реальность, смешиваются между собою. Это один из наиболее важных и широко распространенных солнечных праздников. Ночь перед Летним Солнцестоянием - "есть время для великой Магии и великой Силы". В этот день собираются лечебные травы. Растения праздника - сочетание омелы с дубом, зверобой, роза, папоротник. Остара Солнечный Новый год (21-22 марта, 1 день Овна) - праздник весны, пробуждения природы, гармонии и равновесия (день равен ночи), кельтский Праздник птиц. В этот день проводят магические действия, связанные с предсказанием будущего. Во Время Весеннего Равноденствия почитается великая Гармония. Зима окончательно уступает место Весне. Считается, что Остара берет свое начало от Дионисийских ритуалов. Растения праздника - лаванда, крокус, нарцисс, ракитник. Мабон День Осеннего Равноденствия, так же, как и весеннее - символизирует Гармонию. Это праздник осени, мудрости, учителей, символизирует гармонию, знаменует завершение сбора урожая, кельтский Праздник вина. В этот день устраивались Элевсинские мистерии (некое совмещение ритуала и театра), которые относились к богине Деметре и ее дочери Персефоне (Коре). Праздник связан со стихией Воздуха, поэтому отмечают его на открытом месте, но без шумного веселья. Растения праздника - полынь, мирра, шалфей, ирис, мята лимонная. Кельтские праздники могут помочь в понимании культуры кельтов и хоть чуть-чуть раскрыть их мировоззрение.
--------------------
|